О Богоявленском храме села Верхососенье, его священнослужителях и прихожанах
Деревянная Богоявленская церковь села Верхососенье впервые упоминается в ведомости церквам Малоархангельской округи, составленной до 1789 года.
Сохранившийся же до настоящего времени каменный храм, поставленный вместо обветшавшего деревянного, был освящён в середине 40-ых годов XIX века. В 2010 году ему исполнилось 165 лет.
В Государственном архиве Орловской области сохранилось семь метрических книг Богоявленской церкви села Верхососенье – за 1847, 1848, 1850, 1859, 1869 (без начальных листов), 1879 и 1896 годы. Работа с этими церковными документами позволила выявить любопытные факты о самом храме, о старинном селе и его людях. Этими открытиями я и хочу поделиться с читателями.
О приходе Богоявленской церкви и её священнослужителях.
Итак, за 50 лет, с 1847 по 1896 год (со значительными перерывами по отдельным годам) в приходе Богоявленской церкви значились только два населённых пункта – само село Верхососенье и деревня Нижнее Верхососенье. Какие-либо другие селения даже не упоминаются. Названная однажды деревня Переведенская всё это время причислена была к приходу Владимирской церкви села Фёдоровка (скорее всего, потому, что жителями её стали переведённые сюда когда-то крепостные крестьяне помещика Мухортова – как раз из Фёдоровки – А.П.).
Исходя из записей, зафиксированных метрическими книгами, можно сделать вывод, что в селе Верхососенье и деревне Нижнее Верхососенье во второй половине XIX века проживало многочисленное население. Те священнослужители, которые вели записи в метрических книгах, если не каждый день, то еженедельно отмечали рождение и крещение очередного ребёнка. Не буду приводить данные по всем годам, но крайние даты назову.
В 1847 году в приходе Богоявленской церкви родилось 200 детей (104 мальчика и 96 девочек), в 1896 году появилось на свет 225 младенцев (104 мальчика и 121 девочка). Бывали месяцы в 1896 году, когда дети в Верхососенье рождались почти каждый день (в июле и октябре – по 27 человек). И хотя смертность в XIX веке тоже была высока (в 1847 году умерло 138, а в 1896 году – 130 верхососенцев), но общий прирост населения ежегодно никак нельзя сравнить с сегодняшней ситуацией, когда смертность в 2-3 раза превышает рождаемость.
Да и о браках стоит упомянуть. В 1847 году в Богоявленской церкви венчалось 39 пар (рекорд был поставлен 22 января, когда под венец друг за другом пошли сразу 10 пар). В 1896 году священнослужители благословили на брак 40 семейных пар (в январе обручилась как раз половина из них). Почему именно в январе зафиксировано наибольшее количество венчавшихся, думаю, объяснять не надо – закончился пост, сняли запреты.
Исходя из приведённых цифр, становятся понятными причины наличия в Богоявленском храме двух причтов (штатных составов священнослужителей): один не смог бы справиться с проведением большого количества разнообразных обрядов даже чисто физически.
С 1847 по 1850 годы служили в храме священнослужители Василий Данков и Андрей Афонский (в части третьей Метрической книги за 1847 год, «Об умерших», записано, что 3 июня у Василия Алексеевича Данкова скончался девятилетний сын Владимир – от головной болезни).
Андрей Афонский продолжал служение в Богоявленском храме до 1879 года (а может быть, и дольше, но других метрических книг не сохранилось – А.П.), а вот Василия Данкова с 1859 года сменил отец Иоанн Вуколов, который и скончался здесь же, в Верхососенье, в начале 90-ых годов XIX века. То есть, за пятьдесят лет только три священника крестили, венчали и отпевали жителей Верхососенья. И лишь с середины 90-ых годов им, честно отслужившим Богу и прихожанам Богоявленского храма долгие годы, пришли на смену священники Николай Померанцев и Иоанн Нецветаев.
Священникам во время богослужений и при проведении обрядов помогали причетники – дьяконы, пономари, дьячки: Алексей Покровский, Матвей Петров, Яков Афонский, Александр Истомин, Иван Вертоградов, Иван Никольский, Александр Архангельский, Алексей Троицкий (я назвал их сразу за все годы, не объясняя, кто и какому священнику помогал при ведении служб – А.П.). Многие из служителей Божиих нашли свой последний приют у стен Богоявленского храма.
О жителях.
Казённые (государственные) крестьяне села Верхососенье
Все прихожане Верхососенской церкви делились на три неравные части. Первую, самую большую, составляли те, кто ещё в 1847-1848 годах назывался однодворцами, а уже с 1850 года именуется казёнными или государственными крестьянами. В своё время, в XVII веке, это были служилые люди, защищавшие южные рубежи Русского государства. Каждый из них когда-то получил небольшой земельный надел – как оплату за службу, но без крепостных крестьян. С течением времени их статус поменялся, из мелких помещиков они стали сначала однодворцами, а затем – государственными крестьянами.
В 1678 году, согласно Ливенским писцовым книгам, в тогда ещё деревне Верхососенье, однодворцев было 19 семей. За почти 200 лет число их сильно возросло, но потомки практически всех первопоселенцев Верхососенья и в течение всего XIX века продолжали жить здесь, в верховье реки Сосны.
В метрических книгах Богоявленской церкви названы фамилии этих людей, очень часто они неоднократно повторяются, и ты, читатель, можешь убедиться, что многие из них до сих пор благополучно существуют в селе Верхососенье и окрестных деревнях. Я перечислю (в алфавитном порядке) эти фамилии – с небольшими примечаниями:
Алферьевы, Афонины, Барковы, Белкопытовы (Белокопытовы), Брылёвы, Булатовы, Бухтояровы (да, именно так, не БухтИяровы, а БухтОяровы – А.П.), Васютины, Водопьяновы, Володичевы, Воскобоевы, Герасимовы, Гладких (Гладкие), Говоровы, Головины, Деменины, Дрогайцевы (Драгайцевы), Дубинины, Жестовские, Золотухины, Извековы, Комардины, Кондратовы, Кононовы, Коптевы, Коробковы, Косьяновы, Кошенские (Кошинские), Красовы, Кривоногих, Куркины, Лаврищевы, Лапыгины, Легостаевы, Леонтьевы (Леоновы), Лубиниковы (именно так, не ЛубЯНниковы и не ЛубЯниковы – А.П.), Лунины, Мазаловы, Маховы, Моисеевы, Некрасовы, Новиковы, Овсянниковы (Авсянниковы, через А писали в 40-ые годы XIX в, а в конце XIX века – уже через О – А.П.), Павловы, Пашковы, Полянцевы, Протасовы, Пятины, Рябых (первое время писали и РЕбых, РЕбые, РЕБОВы – А.П.), Сильвестровы (да, самая любопытная трансформация произошла с этой фамилией, которая вплоть до 1896 года писалась только как Сильвестровы, и когда она превратилась в Селивёрстовых, непонятно. По крайней мере, отсюда видно происхождение фамилии – от имени Сильвестр – А.П.), Сотниковы, Старинковы, Старых, Стёпины, Теряевы, Тучковы, Фарафоновы (Фарапоновы), Хитровы, Черепкины, Шумские, Щетинины.
Я перечислил самые популярные фамилии прихода Богоявленской церкви. И одной из наиболее распространённых оказалась фамилия «Комардины». Почему именно о ней я говорю? Всё просто: схимонах Никодим, по одной из версий, носил эту фамилию. Однако мне до сих пор не известно мирское имя Никодима, поэтому я пытался, с помощью метрических книг, определить вначале всех Комардиных села Верхососенье. Однако вскоре понял, что это дело почти безнадежное. Комардиных в селе оказалось столько, что мне пришлось их считать. В одном 1896 году родилось 20 младенцев с этой фамилией. Так что мне придётся искать дополнительные данные о Никодиме, включая и вторую версию, что он был из семейства Сотниковых. Эта задача – впереди.
Помещики села Верхососенье
Вторую и третью группы жителей прихода Богоявленской церкви составляли помещики и принадлежавшие им крепостные (владельческие) крестьяне. В процентном отношении их было не очень много. У крепостных крестьян в 40-ые годы XIX века фамилий ещё не было – только отчества, поэтому о них говорить я пока не буду. А вот о помещиках скажу.
В 1847, 1848, 1850, 1859, 1869, 1879 годах по селу Верхососенье и деревне Нижнее Верхососенье названы следующие помещики:
Ададуровы, Григорий Иванович Глотов, Нил Григорьевич Глотов, Иван Иванович Казин, Матвей Иванович Казин, Михаил Иванович Казин, Григорий Петрович Казин, Александр Петрович Козин, Павел Сергеевич Козин (Казин), Афанасий Петрович Некрасов, Василий Некрасов, Любовь Михайловна Маркова, Мария Михайловна Лутовинова, Александра Николаевна Реутова, Димитрий Николаевич Реутов.
Об одном из перечисленных землевладельцев, Афанасии Петровиче Некрасове, мне удалось получить дополнительные сведения. Во-первых, из газеты «Орловские губернские ведомости» от 25 мая 1846 года, которая сообщила, что 27 марта того же года этот помещик продал вольноотпущенному крестьянину Карпу Трофимову сыну Трофимову за 90 рублей серебром 10 десятин 220 сажен земли, состоявшей при деревне Ефремовой Малоархангельского уезда.
Во-вторых, в метрической книге Богоявленской церкви за 1848 год я нашёл запись о смерти А.П.Некрасова: «1 января 1848 года умер от чахотки в возрасте 40 лет помещик села Верхососенья, штабс-капитан, Афонасий Петрович Некрасов. Похоронен 2 января на приходском кладбище. Исповедовал и приобщал священник Андрей Афонский с причтом».
И ещё одно дополнение. Названный в списке помещиков села Верхососенья Нил Григорьевич Глотов обнаружен был мною в перечне землевладельцев того же села за 1908 год. В этом документе он назван генерал-майором и владельцем 14 десятин земли. Кроме того, я нашёл фамилию Нила Глотова в списке георгиевских кавалеров (орден Святого Георгия IV степени) за 1846 год. В каких сражениях он отличился, пока не знаю, но просто так такие ордена не давались. Вот такими были они – наши земляки.
Описание Богоявленской церкви села Верхососенье
(из книги В.Ромашова и В.Неделина «Архитектурные древности Орловщины», Орёл, «Вешние воды», 1998 г.)
Поставлена на краю села, на открытом высоком месте, алтарём обращена к реке Сосне.
Деревянная Богоявленская церковь в селе Верхососенье впервые упоминается в ведомости церквам Малоархангельской округи, состоявшим в ведении Ливенского духовного правления, составленной до 1789 года.
Кирпичная тёплая трёхпрестольная церковь во имя Богоявления Господня построена в 1845 году. Внутри храм был покрашен «наполовину масляной краской, наполовину клеевой». Кроме иконостасов в главном алтаре, в приделах и в трапезной находилось 5 киотов с иконами и два киота за клиросами. Церковную территорию окружала кирпичная ограда с железной решёткой. Из причтовых построек при храме имелись деревянная богадельня, крытая соломой, построенная в 1910 году, деревянная сторожка, сооружённая в 1870 году, и такой же «пластовый» (дощатый) сарай. В 1892 году в селе было выстроено деревянное на каменном фундаменте здание одноклассной церковно-приходской школы.
Церковь закрыта в 1932 году.
Священнослужители Богоявленской церкви села Верхососенье
(по метрическим книгам Богоявленской церкви и другим источникам)
1740 год
Священник: Прохор, Иванов сын, Филимонов
1847-1848 годы
Священники: Василий Алексеевич Данков, Андрей Петрович Афонский
Диакон Михаил Покровский
Дьячок Матвей Петров
1859 год
Священники: Иоанн Васильевич Вуколов, Андрей Петрович Афонский
Диакон Алексей Григорьевич Покровский
Причетники: Иван Алексеевич Вертоградов, Андрей Стефанович Раевский
1869 год
Священники: Иоанн Васильевич Вуколов, Андрей Петрович Афонский
Пономарь Андрей Истомин, причетники Иван Алексеевич Вертоградов, Матвей Петров, Иван Никольский
1879 год
Священники: Иоанн Васильевич Вуколов, Андрей Петрович Афонский
1896 год
Священники: Иоанн Нецветаев, Николай Померанцев,
псаломщики Иван Вертоградов, Алексей Троицкий
дьякон Александр Архангельский
1903 год
Священники Иоанн Нецветаев и Николай Невский (с 1897 года)
Диакон Константин Троицкий
Псаломщики – Георгий Некрасов и Михаил Сергиевский
(Число прихожан: мужского пола - 2304, женского – 2261. Земли церковной – 57 десятин 1200 сажен, - данные «Справочной книжки Орловской епархии»)
1924 год
Священники Николай Васильевич Невский и Виктор Алексеевич Иванов
Диакон Иван Николаевич Невский
Список церковных школ Орловской епархии.
Орёл, 1909
Малоархангельский уезд
Верхососенская школа (село Верхососенье)
Год основания – 1892
Земля – общественная
Здание – собственное
Число учащихся:
мужского пола – 140;
женского пола – 22
Заведующий и законоучитель – священник Николай Васильевич Невский, с 1897 года
Учитель – Захар Сергеевич Водопьянов, имеет звание учителя ЦПШ, работает с 1897 года
Помощник учителя – Иван Ветров из второклассной школы
Зарплата заведующего – 180 (казённая) плюс 120 рублей (местная)
Зарплата учителя – 60 рублей (казённая) и 60 рублей (местная)
Последний священник Богоявленской церкви села Верхососенье
Иванов Виктор Алексеевич
(информация с сайта (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса)
Год рождения - 1893
Место рождения - Орловская губерния, Ливенский уезд, село Остров
Священник
Родился в семье диакона Алексея Семеновича и его супруги Анастасии Васильевны, происходившей из семьи священнослужителя
Образование - Орловская Духовная Семинария
Год окончания - 1915
После окончания Духовной Семинарии Виктор Алексеевич женился.
Супруга его, Клавдия Петровна, происходила из духовного сословия
Служение - Орловская губ., г.Малоархангельск, священник
Год окончания - 1919
Орловская губ., Дросковская волость, с.Верхососенье, священник
Должность – настоятель. Год начала -1920, год окончания -1930
О.Виктор был истинный пастырь, глубоко верующий человек.
По отзывам прихожан и родственников, он имел широкий культурный кругозор. Он интересовался литературой и историей, обладал прекрасным голосом, баритоном, и в молодые годы его приглашали в Орловскую любительскую оперу; хорошо владел несколькими музыкальными инструментами.
О.Виктор и матушка Клавдия Петровна дали благочестивое воспитание и своим детям, которых в семье было десять человек (трое из них умерли в младенческом возрасте).
Аресты - Орловская губ., Дросковский район, с.Верхососенье.
В 1930г. о.Виктора арестовали по дороге, когда он ехал со своей малолетней дочерью Агнией в гости к родственникам
Осуждения – 1930, места заключения - Орел, тюрьма
Год начала – 1930, год окончания - 1930
О.Виктор попал в тюрьму вместе со своей малолетней дочерью Агнией. Супруга его, Клавдия Петровна, вскоре поехала в Орел узнать о судьбе мужа. В дороге у нее заболел грудной ребенок (сын Геннадий) и скоро умер. Похоронить его помогли орловские монахини. После освобождения о.Виктору запретили служить, бесконечно терроризировали детей в школе, конфисковали и так скудное имущество семьи, грабили непосильными налогами. Сам о.Виктор был к тому времени болен: у него была язва желудка, он страдал кровотечениями.
Места проживания - Орловская область, Дросковский район, с.Верхососенье
Год окончания – 1937, день окончания – 24, месяц окончания -11
Аресты - Орловская о., Дросковский р., с.Верхососенье
Год ареста – 1937, день ареста – 24, месяц ареста - 11
Осуждения - Особая тройка при УНКВД по Орловской обл. - 07/12/1937
Статья ст.58-10 УК РСФСР
Приговор - высшая мера наказания - расстрел с конфискацией личного имущества
Кончина – 1938, день – 22, месяц – 1, расстрел
После гибели о.Виктора Клавдия Петровна растила в великой нужде семерых детей. Старшие испытали гонения как дети расстрелянного священника. Только двум младшим детям удалось получить высшее образование, но все дети стали достойными и благочестивыми людьми
Реабилитация - 1997
Кем реабилитирован - Прокуратура Орловской обл. По году репрессий - 1937
Публикации: Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.2. Орел, 1995, с.124.
Заявители
1. Иванова Юлия Викторовна, дочь. 2. Леонтьева Агния Викторовна, дочь 3. Сухачева Зоя Викторовна.
Настоятель Курской Коренной пустыни
посещает родные места
7 сентября 2010 года игумен Вениамин, настоятель Курской-Коренной, Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни, посетил Святой источник у села Верхососенья и Богоявленский храм этого села. Настоятель встретился с членами инициативной группы из числа жителей Покровского и Малоархангельского районов, которые проводят работы по благоустройству источника и восстановлению Богоявленского храма.
Сам уроженец села Верхососенья (мирское имя отца Вениамина – Виктор Анатольевич Королёв), дослужившись до высоких чинов в церковной иерархии, он не забывает о родных святынях. В значительной степени усилиями отца Вениамина с конца XX века возродилось паломничество к Верхососенскому источнику, где на камнях были установлены замечательные иконы, видения которых были верующим в водах источника.
Появилась здесь красивая, радующая душу и сердце, купальня.
В настоящее время на Святом источнике продолжаются работы по благоустройству окружающей территории. Благочинный протоиерей Симеон благословил установку у входа на источник большой иконы Покрова Пресвятой Богородицы, дал он благословение на продолжение работ тем, кто уже многое сделал для возрождения Богоявленского храма в селе Верхососенье.
Веры и надежды на духовное возрождение нашего края после встречи с игуменом Вениамином у всех пообщавшихся с ним заметно прибавилось. Теперь эти чувства они постараются передать другим, всем близким, знакомым и незнакомым людям.
P.S. Вскоре, спустя всего лишь два месяца после посещения отцом Вениамином родных мест, открылась для верующих села Верхососенье и окрестных деревень церковь. Для её нужд местные власти отдали здание закрытой (из-за отсутствия учеников) начальной Верхососенской школы.
Отец Ефрем, настоятель Свято-Покровского храма села Архарово, по благословению Владыки Орловско-Ливенской епархии архиепископа Пантелеймона, взял вновь открывшийся Верхососенский храм под своё пасторское покровительство. Теперь здесь проходят полноценные службы – по воскресеньям и православным праздникам.
Но впереди, всё-таки, открытие того, старинного Богоявленского храма села Верхососенье, который терпеливо ждёт начала ремонта и освящения. Уже есть благотворители, которые вложили свои средства и приобрели строительные материалы для этого: Любовь Васильевна Баркова и её дочери Людмила и Светлана. Несомненно, к ним присоединятся и многие другие люди и организации, с помощью которых в ближайшем будущем вновь зазвонят колокола Верхососенского храма, чтобы позвать народ под свои намоленные своды.
Юрий Новиков
Святой источник
Есть на земле места, куда в теченье года, Не зная, почему, так тянется народ, - Кусочек первозданной и нетронутой природы, Способен привораживать к себе из года в год. Мы, до поры-до времени, о них почти не знаем, Но, если вдруг случается, попасть туда хоть раз, Какое-то внимание природы ощущаем, Приливы силы дивные сопровождают нас. Присядь у ручейка, журчание послушай, Сюда – всегда приятен очередной визит. Живительный родник омоет твою душу, Ведь чистая душа – огромный дефицит. Зайди в купель, - сними душевную тревогу, Перекрести свой лоб и трижды окунись, | Здесь истину искать, похоже, и не надо, - Побудь один с природой и с собой наедине, Где Божья благодать, великая отрада, Где душу доверяешь откровенной тишине. Вода и камни здесь – два вечные создания, Всегда на месте камни, а удел воды – спешить. И у людей меняется привычное сознание, И хочется иначе нам смотреть на эту жизнь. А между бережков, поросших травкой сочной, В любое время дня и ночи напролёт, Из-под седых камней течёт живой источник, Который к душам праведным всегда свой путь найдёт. Водицы набери, возьми с собой в дорогу, Подумай, как прекрасна эта штука – жизнь! И снова будет день с восхода до захода, Опять приедут люди, как благая весть, Нам только б не забыть: мы – существа природы, А у природы-матери, ведь, тоже сердце есть! |
Полынкин А.М.