Понедельник, 21.05.2018, 15:31
Мой сайт
Главная | Сказание о невидимом монастыре | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Эта легенда, которую из поколения в поколение передают друг другу жители старинного села Верхососенье, родилась очень давно – может быть, в конце XVI, а может, в самом начале XVII века. Тогда постоянно по территории нашего края, находившегося на самой границе Дикого поля, проходили со своими ордами крымские татары. И не просто проходили, а населённые пункты разоряли, жителей грабили и в полон уводили. А там, в Крыму, - в рабство наших земляков продавали.

Один из постоянных татарских шляхов, Пафнутцев,  как раз через Верхососенье пролегал, и потому немногочисленные тогда местные жители всегда настороже были. Но однажды, незнамо как, на одном из ручьёв, в реку Сосну впадавшем, пришедшие из Ливен паломники за несколько недель срубили небольшую деревянную церковь,  скиты для себя соорудили и частокол вокруг новообразовавшегося поселения поставили. Так появился первый в наших местах, легендарный, монастырь на Святом источнике в местечке «Каменец».

Недолго его монахи и послушники спокойно прожили – несколько лет спустя снова крымская орда к броду на реке Сосне подошла. Разорили, как обычно, татары, селение и собрались было дальше идти, на Мценск, как заметили вдруг несколько в стороне кресты на высокой церкви.

Подошли крымцы к монастырю и – для начала – предложили монахам отдать им десятую часть их имущества и людей. Но из-за частокола в татар вдруг стрелы полетели, убив и ранив нескольких иноземцев. Разъярились татары и на штурм монастыря пошли. Но сделать это их многочисленной орде оказалось не так-то просто, поскольку свободное пространство для атаки находилось только с одной стороны монастырских стен. А с других защитники чувствовали себя уверенно – там крутая гора, камни да овраги путь врагу преграждали. И потому и первый, и второй, и третий, лихие в самом начале, наскоки крымцев были отбиты с большими для них потерями.

Вечер наступил,  татары себе передышку сделали, а чтобы больше не возиться с непокорными защитниками монастыря, стали готовить хворост, брёвна и горючие стрелы: решили просто сжечь первый деревянный оплот православия на земле Покровской.

Всю ночь костры крымцы поддерживали, спать защитникам не давали, стращали новым нападением. Но этот штурм иноземный был вынужденно отсрочен: к утру сильнейший туман окутал весь лагерь татарский и монастырь, как покрывалом, накрыл. А когда ближе к полудню туман рассеялся, увидели изумлённые татары, что нет перед ними ни стен монастырских, ни самого монастыря, ни его защитников – как сквозь землю всё и все провалились, и только гул колокольный  по ушам захватчиков бить стал. Испугались крымцы, свернули быстро лагерь  и вместо Мценска  в степи свои ушли.

Ещё несколько лет прошло. Возродилось  Верхососенье, жители его к Святому источнику снова ходить стали, и малое время спустя  друг другу рассказывать начали, что звон колокольный, откуда-то из-под земли идущий,  здесь слышали.

 Богоявленский храм с.Верхососенья.

Во второй половине XVIII века в Верхососенье церковь свою построили – Богоявления Господня, но о Святом источнике не забыли верхососенцы, ходили сюда постоянно – помолиться в тишине и спокойствии, к  камням приложиться и гул колокольный послушать. А некоторым (избранным) в воде Святого источника иконы виделись – разные, но именно такие, что когда-то в исчезнувшей церкви монастырской находились.

В XIX веке у Святого источника «Каменец» часовня появилась – во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих – радость» (по преданию, именно эта икона главной была в ушедшем под землю монастыре), и сюда теперь не только верхососенцы, но и жители многих других окрестных селений и даже соседних уездов приходили. Здесь молились и исцелялись от болезней телесных и духовных.

А потом наступило безбожное время. Закрыли Богоявленский храм в селе Верхососенье, колокола с него сбросили и на переплавку увезли, иконы в костёр побросали, часовню на Святом источнике «Каменец» уничтожили и даже сам источник засыпать пытались.

Не вышло. Даже в самые худые времена бабушки богомольные за Святой водой сюда приходили и с Богом разговаривали – тут никто им не мешал.

Полынкин А.М.

Сайт разработал клуб "Мастера"

Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Комменты
Написал: istochnik-kamenec
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании